КОРАБЛИ И СУДА, В СТРОИТЕЛЬСТВЕ И ИСПЫТАНИЯХ КОТОРЫХ Я УЧАСТВОВАЛ

Словарь-справочник по испытаниям
ПЕРВАЯ СТРАНИЦА


blog clocks часы для сайтов


Сигнальные и указательные реле:::Что это такое?


Раздел 16.8 в книге [1] назван «Сигнальные и указательные реле» и начинается такой фразой:


Сигнальные реле (указательные реле, флажковые реле, блинкеры) представляют собой устройства с блокировкой1 и ручным сбросом, которые предназначены для визуальной информацией о рабочем положении защитных реле.


Прочтя эту фразу, читатель сразу сталкивается с проблемой классификации реле, так как в процитированной фразе применены разные основания для подразделения реле на группы и использованы жаргонные термины. Кроме того, не указано общее свойства, объединяющее все перечисленные реле.

Например, в действующем стандарте [2] термин «указательное электрическое реле» определен так:


48. Указательное электрическое реле D. Mit Fallklappen Relais
Е. Indicating relay
F. Relais d
е signalisation

Логическое электрическое реле, предназначенное для указания срабатывания или возврата других коммутационных аппаратов


В технической литературе, например [3], изданной до введения в действие стандарта ГОСТ 16022-83, указательные реле вместе с промежуточными, сигнальными и реле времени были также отнесены к «логическим реле», что отличало их от измерительных реле.

В интернете можно найти различное определение термина «сигнальное реле», но наиболее частое определение таково:


Сигнальные реле - это реле с нагрузочной способностью контактов, не превышающей 2А. Так как чаще всего такие реле применяются в различных устройствах связи, их еще называют телекоммуникационными.


В связи с тем, что указательные реле могут вообще не иметь контактов (рис. 1), то использование классификационной характеристики, указывающей нагрузочную способность контактов,

вряд ли можно признать обоснованной для реле этого типа.


Рис. 1 Указательное реле

(в [1] тип не указан)


В приведенном на рис. 1 реле применен падающий флажок 5, что позволяет этот элемент назвать флажковым указателем. Однако использовать для обозначения изделия, содержащего такой указатель, несуществующий в русском языке термин «флажковое реле» не следует.

Придуманный автором [1] термин «флажковое реле» [14] на самом деле является калькой с английского. Так, в каталоге фирмы АВВ [11] реле RXSF-1 названо «signal flag relay». Подробно об этом будет сказано ниже.

Неправильно написан в процитированной фразе и термин блинкер, вместо которого следует употреблять другой, схожий с ним – бленкер

[4, 5]. Необходимо отметить, что в стандарте [2] такой термин отсутствует2.

Если автор данной книги представляет её как «настольную книгу для инженера», то тем более ему не следует путать указательные реле ни с сигнальными, ни тем более с несуществующими «флажковыми реле». Не следует также называть их бленкерами.

Поэтому в дальнейшем для обозначения реле этого типа будем использовать только стандартный термин «указательное реле».

Прочтем второй абзац разделе 16.8:



Словосочетание «иными словами» невольно возвращает к написанному автором в первом абзаце. Если убрать все лишние слова, не имеющие отношения к сути написанного, то вместо двух абзацев остаётся всего-навсего одна фраза:

«Сигнальные реле предназначены для визуальной информации о рабочем положении защитных реле, иными словами – используются в качестве индикатора срабатывания других реле».

Внимательное прочтение двух абзацев и отредактированной фразы показывает, что указательные реле могут использоваться для индикации срабатывания любых реле, а не только защитных реле.

Пример использования указательного реле для контроля состояния автоматического выключателя приведен ниже, на рис. 2.


Рис. 2 Включение катушки указательного реле КН1 параллельно контролируемой цепи


Всё сказанное показывает, что начальная часть текста этого раздела написана небрежно, по принципу – «тяп-ляп и готово», как и другие разделы этой «уникальной книги на русском языке»3.

Прочтем следующий абзац из рецензируемого раздела4:



На мой взгляд, жанр «настольной книги для инженера» требует приведения схемных примеров использования указательных реле, катушки которых включают последовательно и параллельно.

Поэтому считаю необходимым дополнить текст раздела соответствующими схемами.

«Катушка 1 указательного реле может быть предназначена для включения:

- последовательно в цепь катушки контролируемого реле (рис. 3);


Рис. 3 Включение катушки указательного реле КН последовательно в контролируемую цепь [6]


- параллельно катушке контролируемого реле (см. рис. 2).»

При протекании по катушке указательного реле тока или приложения напряжения, достаточного для его срабатывания, якорь 3 (см. рис. 1) притягивается к сердечнику 2 и освобождает флажок 5, который падает вниз, до упора в верхнюю часть толкателя 7.

После этого в окошке 4 становится видной окрашенная часть флажка.

Некорректная фраза «при кратковременном срабатывании указательного реле» употребленная здесь, а также в начале разделе 16.8, требует дополнительных пояснений.

На самом деле, срабатывание любого реле, в том числе и указательного, происходит в том случае, когда длительность сигнала, протекающего по катушке реле, равна или превышает собственное время срабатывания реле5. Поэтому употребление прилагательного «кратковременное» нельзя считать уместным.

На мой взгляд, автору необходимо было уделить особое внимание на несколько написанных выше слов:

«…являются…элементами памяти, запоминающими факт срабатывания…».

Ведь именно способность запоминать факт срабатывания реле или появления (исчезновения) питания, предусмотренная в цифровых устройствах центральной сигнализации [5], позволило отказаться от использования описанных в данном разделе указательных реле в современных электроустановках.

Указательные реле простой конструкции, не имеющие контактов, (рис.4) выпускались достаточно длительное время. На рис.4, б цифрами обозначены:

1 - цоколь: 2 - кожух; 3 - обмотка; 4 - сердечник; 5 - якорь; 6 - флажок; 7 - возвратная пружина; 8 - скоба; 9 - винты крепления скобы;

10 - кнопка возврата.

Для реле типа ЭС-41 были выпущены методические указания по проверке и наладке [7], в которых настройка реле описана следующим образом:

«Начальный зазор между выступом якоря и сердечником следует устанавливать перемещением скобы при отпущенных винтах ее крепления.

Ток срабатывания реле необходимо регулировать изменением начального положения якоря и натяжением возвратной пружины, что производится перемещением скобы и подгибанием хвостовика скобы».

а)

б)

Рис. 4 Указательное реле типа ЭС-41.

Внешний вид со снятым кожухом (а) и вид сбоку (б)


Сравнивая рис. 4, а, б с рис. 1 можно предположить, что на рис. 1 показано реле типа ЭС-41. К сожалению, в книге [1] не указан тип реле, изображенного на рис. 16.57.

В [1] приведен рисунок, показывающий конструкцию реле РУ-21 (рис. 5, а). На этом рисунке цифрами обозначены: 1 – катушка, 2 – якорь, 3 – зуб защелки, 4 – контактный мостик (подвижный контакт), 5 - указательный диск с эксцентричным грузом, раскрашенный секторами (так в [1]) черного и белого цвета, 6 – ось вращения указательного диска, 7 –неподвижная шторка черного цвета с тремя вырезанными секторами,

8- рычаг возврата указательного диска, 9 – возвратная пружина, 10- неподвижная контактная пружина, 11 – противодействующая пружина якоря.

Наличие большого количества выносок на рис. 5, а, не помогает понять принцип действия реле и контактов, так как данный рисунок не сопровождается каким-либо поясняющим текстом.


а)

б)

Рис. 5 Конструкция реле по [1] (а) и [3] (б)


Поэтому на рис. 5, б, приведен рисунок, заимствованный из [3], где так описана работа реле типа РУ-21:

«Указательное реле РУ-21 содержит электромагнит, элементами которого являются сердечник 1 с катушкой 8, ярмо 9, якорь 5 и возвратную пружину 6, подвижные 2 и неподвижные 1 контакты. При обтекании катушки 8, якорь 5 притягивается к сердечнику, флажок 4 освобождается и падает, при этом замыкаются контакты, а закрашенная поверхность флажка видна в отверстии 3 крышки».

На мой взгляд, такое описание значительно лучше рассказывает о принципе действия этого реле.

Однако и здесь не рассказано о том, как работают контакты.

Для этого воспользуемся рекламным описанием реле РУ-21 (рис. 6), приведенным в [9]:


Рис. 6 Внешний вид современного

реле РУ-21


«Реле РУ 21 выпускаются с двумя замыкающими контактами без самовозврата. Возврат контактов и указателя действия в исходное состояние производится вручную.

Реле РУ 21-1 выпускаются с двумя замыкающими контактами и дополнительным контактом с самовозвратом….. Перестановкой контактных мостиков возможно получение реле РУ 21 и РУ 21-1 с замыкающими контактами».

Использованное в начале раздела 16.8 [1] словосочетание «флажковые реле» (неудачный перевод с английского фразы «signal flag relay») привело к тому, что в его конечной части основное внимание уделено именно «флажкам», а особенности реле остались вне поля зрения автора «уникальной книги на русском языке» [1].


Рис. 7 Указательные реле RXSF-1 (ASEA - теперь АВВ) (а)

и RH-35 (Siemens) (б)


Например, про реле RXSF-1 (рис.7, а) написано следующее:

«Иногда указательные реле выполняют на основе стандартных многоконтактных электромагнитных реле, в которые добавлен узел с выпадающей шторкой и механизмом возврата.

Например, реле типа RXSF-1 состоит из двух электромеханических реле с указывающими флажками.

Обычно каждое реле снабжается красным указывающим флажком (в определенных случаях – жёлтым), но по требованию могут иметь жёлтые (так в тексте. ОГЗ) или белые флажки.

Указательные флажки сбрасываются (куда? ОГЗ) либо вручную, внешней рукояткой (внешней по отношению к чему?ОГЗ), либо автоматически, т.е. когда флажок следует за перемещением якоря.».

К сожалению ни на одном из рисунков не приведено реле, в котором «флажок следует за перемещением якоря». Может быть, в таком реле «флажок» просто прикреплен к якорю? Но тогда это совсем другое реле!

Картина проясняется, если обратиться к специализированному англо-русскому словарю [10], и каталогу продукции АВВ [11].

Оказывается, что английские термины «signal relay» и «signal flag relay» следует переводить на русский язык как «указательное реле»!

И никаких «флажковых реле» [14].в русском техническом тексте на самом деле не должно существовать.

Далее в тексте внезапно начинается рассказ про «реле нулевого напряжения». В известном стандарте [2] три термина для обозначения реле, характеристической величиной которого является напряжение:


30. Максимальное электрическое реле
D. Maximalrelais
Е. Maximum relay
F. Relais  maximum

Измерительное электрическое реле, срабатывающее при значениях характеристической величины, больших заданного значения

31. Минимальное электрическое реле
D. Minimal relais
Е. Minimum relay
F. Relais
  minimum

Измерительное электрическое реле, срабатывающее при значениях характеристической величины, меньших заданного значения

34. Электрическое реле напряжения
D. Spannungsrelais
Е. Voltage relay
F. Relais de tension

Измерительное электрическое реле, для которого характеристической величиной является электрическое напряжение


Изучение технической литературы также не помогло найти «реле нулевого напряжения» и узнать, чем же такое отличается от указанных выше типов реле напряжения. В книге [1] читателю предлагается такой текст:



Если «реле нулевого напряжения» имеют только автоматический сброс, то при чём тут планка, поставляемая только для реле с ручным сбросом? Ответа на этот вопрос найти в разделе 16.8 не удалось.

Дальше в разделе написана фраза, вызывающая ещё больше вопросов:

«Реле RFSF-1 может быть также использовано как нулевое, т.е указывающее, когда отключено напряжение питания».

После ознакомления с каталогом фирмы АВВ, становится ясно, что на самом деле реле работает как реле минимального напряжения. Выходит, что в низком качестве «уникальной книги на русском языке» опять виноват толмач [12]!

После этого следует текст, место которому в разделе 3 «Контактная система»:



В связи с тем, что никаких иллюстраций в этом разделе нет, как нет и ссылок на иллюстрации в другом разделе, ценность данного текста невысока. Ведь нигде в других разделах «уникальной книги на русском языке» ничего не сказано об устройствах задержки срабатывания с биметаллическими контактами.

На странице 654 размещена фотография реле РЭУ-11 (рис. 8). По мнению автора книги [1] это реле представляет интерес для читателя прежде всего потому, что имеет «индикаторный флажок в виде ярко окрашенного штыря» (sic!)6.


Рис. 8 Указательное реле РЭУ-11


В книге ничего не сказано ни о конструкции этого реле, ни о её особенностях и тем более нет ни слова нет о том, что реле выпускают с контактами нескольких типов – с самовозвратом и без самовозврата (рис. 9).

Например, у реле с тремя контактами может быть по одному замыкающему контакту 7-8 с самовозвратом. При этом два других замыкающих контакта 6-4 и 3-5 могут быть без самовозврата.

Выпускается также реле, имеющее один размыкающий контакт 6-4 и один замыкающий контакт 3-5 без самовозврата.





а)

б)

Рис. 9 Схемы контактов в реле РЭУ-11


Увлечение «флажками» продолжается. Правде теперь, когда слово «штырь» было использовано, применяют другой его якобы «синоним» – шторка7:



Дальше автор «уникальной книги на русском языке» начинает писать о «встроенных указательных устройствах» , хотя на самом деле приводит примеры встраиваемых в устройства изделий.

На рис. 16.61 (рис. 10 в данной реплике) эти устройства показаны отдельно, без защитных реле.


Рис. 10 Указательные устройства,

встраиваемые в защитные реле


Вынужденно привожу обширную цитату из [1], в которой так описаны «встроенные указательные устройства»::



Обратим внимание на некоторые «пёрлы» в этом тексте.

Во-первых, здесь «контакты инициируют ток в цепи выключающей катушки»

Во-вторых, «флажок остается установленным, пока он не будет сброшен вручную с передней крышки реле».

Неужели кто-то (или что-то) Специально устанавливает флажок на крышку реле, чтобы его было удобнее сбросить? Таких пёрлов в тексте не счесть. Например, на предыдущей странице написано:


«Возврат реле в исходное состояние осуществляется путем утопления (sic!) этого штырька в корпусе реле».


О том, что слова «утопление» и «утапливание» имеют очень разные значения автор [1], наверное, не знает [15].

После фотографий электромеханических указательных реле, в книге приведена фотография электронного

указательного реле фирмы «Electroswitch». К сожалению, в книге приведена только невыразительная фотография этого реле, где основное место занимают головки винтов крепления (см. рис. 16.62), не дающего истинного представления о внешнем виде данного реле.

Найти описание и данные реле типа ATR - 686 можно найти на сайте фирмы [17]. Реле выпускается двух исполнений - АТR-686-110 и АТR-686-100, отличающихся схемой подключения (рис. 11).


а)

б)


















Рис. 11 Внешний вид (а) и исполнения электронного указательного реле ATR (б)


Подробно об этом реле можно будет прочесть в другой реплике. Завершая эту реплику, можно утверждать, что в ранее изданных книгах [3, 16], в отличие от данной работы, приведено подробное описание конструкций, дающее технически грамотное представление о работе и устройстве отечественных реле данного типа.

Что касается фотографий указательных реле иностранного производства и комментария к ним, приведенных в книге [1], то в них не содержится информации, полезной для специалиста по реле.

А вот технически некорректные тексты с многочисленными терминологическими ошибками окажут им медвежью услугу.


Литература


1. В.И. Гуревич. Электрические реле. М.: СОЛОН-Пресс, 2011, 688 с.

2. ГОСТ 16022- 83 Реле электрические. Термины и определения.

3. Камнев В.Н. Ремонт аппаратуры релейной защиты и автоматики. М.:, Высшая школа, 1979, 304 с.

4. Бленкер//Материал размещен на странице: http://maximarsenev.narod.ru/slovar2/blinker.htm

5. О.Г.Захаров, В.Н. Козлов. Цифровые устройства центральной сигнализации. Часть 1. М.: НТФ «Энергопрогресс», 2009, 64с. (С.58)

6. Беляев А.В. Вторичная коммутация в распределительных устройствах, оснащенных цифровыми РЗА. Часть 1. М.: НТФ «Энергопрогресс», 2009, вып. 9 (129), 80 с.

7. Захаров О.Г. Поиск дефектов в релейно-контакторных схемах. В двух частях. М.: НТФ «Энергопрогресс», 2010, 92 с.

8. СО 34.35.655-2006. Методические указания по наладке и проверке промежуточных, указательных реле и реле импульсной сигнализации.

//Материал расположен по адресу

9. Реле указательное серии РУ 21// Материал расположен на странице

10. Англо-русский словарь по электротехнике и электроэнергетике. М.: Русский язык, 1994, 613 с.

11. Каталог продукции фирмы АВВ // Материал расположен на странице: http://www.abb.com/product/db0003db004281/c12573e700330419c1256989002059c1.aspx

12. Виноват переводчик, а не автор?// Материал расположен на странице: http://miforelist2.narod.ru/enzikl/tolmach.htm

13. Реле указательное РЭУ-11// Материал размещен на странице: http://all-energo.ru/store/auto/relay/reu-11

14. Флажковое реле.// Материал размещен на странице: http://maximarsenev.narod.ru/slovar2/flag.htm .

15. Что делать с кнопкой? // Материал размещен на странице: http://miforelist.narod.ru/Illiteracy/utop_utap.htm
16. Левченко М. Т., Черняев П. Д. Промежуточные и указательные реле в устройствах релейной защиты и автоматики. М.: Издательство «Энергия», 1968.

17. Каталог изделий фирмы Electroswitch //http://www.electroswitch.com/electroswitchesandrelays/default.htm

18. Блокирование или блокировка// Материал расположен на странице: http://maximarsenev.narod.ru/Slovar/blok.htm


1 О различии терминов «блокирование» и «блокировка» можно прочесть здесь [18].


2 В классификаторе УДК по-прежнему сохранился класс 654.915.3 для сигнальных табло с бленкерами и электрических бленкеров

3 См. Slam bang - and it's done!// Материал размещён на странице: http://miforelist2.narod.ru/enzikl/slam_bang.htm

4 Отметим, что упоминание «защитных реле» в данном отрывке некорректно. Ведь как показано на рис. 2, катушка указательного реле включается на шинки питания цепей сигнализации.

5 Это свойство реле положено в основу «реле-ловушки», с помощью которой определяют факт замыкания цепи (см. [7], 106, в).


6 Сравните: «Основание флажка представляет собой металлический штырь для установки в землю и пружину для амортизации ударов по флажку».

7 В тексте ссылка на рисунок дана неправильно – должен быть указан рис. 16.60.



Правка:::Сентябрь:::2020.:::: РЕКЛАМА:::Представляем настольную книгу инженера-специалиста

Правка:::Сентябрь:::2020.:::: Интересное рядом

Правка:::Сентябрь:::2020.:::: Как мифорелист оценивает изобретения, сделанные великими учёными

Правка:::Сентябрь:::2020.:::: От Эрстеда до Швейгера

Правка:::Сентябрь:::2020.:::: Творец

Правка:::Сентябрь:::2020.:::: Читает ли инженер-специалист написанный им текст?

Правка:::Сентябрь:::2020.:::: Slam bang - and it's done

Правка:::Сентябрь:::2020.:::: Искусство писать о реле

Правка:::Сентябрь:::2020.:::: Виноват переводчик, а не автор?

Правка:::Сентябрь:::2021.:::: За неделю от 20 до 26 сентября 2021 года статью «Сигнальные и указательные реле:::Что это такое?» посмотрели 97 раз. Таким образом, общее число обращений к этой статье с 14 декабря 2020 года составило 1775 (1775/288=6,13 просмотра в день).


Новая книга
Захаров О.Г. Испытания электротехнических изделий.

«Оглавление»


"Словарь научной н ̶и̶еграмотности".

You can take the miforelist out of the country, but not the country out of the miforelist

© ЗАХАРОВ О.Г. 2010-2014, правка 2015, 2016::: 2017 ::: 2018 :::правка 2020 :::правка 2021:::правка 2023


::: МОИ САЙТЫ :::



:::28.09.2021:::11/05/2023_14-48